Музыка из облаков
На смену плеерам придет современный эквивалент транзисторных радиоприемников —
устройства, которые будут добывать музыку через вайфай или 3G прямо из
интернета, из «облаков», где вся она будет храниться. Недавно мы писали о
легальной конкуренции с пиратами, а потом еще о новых бизнес-моделях,
зарабатывающих на музыке. Обе темы оказались неожиданно своевременными в связи с
новостями, поступающими от Apple. Впрочем, по порядку.
В 2006 году появился музыкальный стартап по имени Lala.com. Его основатели
разрабатывали идею социальной сети, объединенной вокруг обмена аудио-компактами.
Послушал CD — поменяйся с соседом. Один обмен стоил ровно доллар, за эти деньги
Lala давала почтовый конверт с маркой и защитную коробку для диска. Через год,
когда проект получил известность и сотни тысяч пользователей, им
заинтересовались адвокаты разных музыкальных ассоциаций, как обычно и бывает.
Схема обмена показалась им подозрительной и убыточной для обладателей авторских
прав, потому что диски переходят из рук в руки, но никто не мешает промежуточным
владельцам оцифровать их в mp3 и пользоваться в полное свое удовольствие.
По мотивам переговоров были приняты поправки к пользовательскому соглашению, в
котором теперь четко оговаривалось, что отдавая диск на почту, оцифрованные с
него mp3 полагается удалять, но в далекой перспективе обмен дисками был обречен
— лейблам не нравится сама идея вторичного рынка для своей продукции. В 2007-м
Lala начала переключаться на mp3. Речь шла не только о продаже файлов и
альбомов, у Lala появилась идея даже лучше обмена дисками.
По американской правовой доктрине fair use, «добросовестного использования»,
авторскую продукцию, например, альбом на CD, в некоторых случаях можно
скопировать на законных основаниях — для личного пользования, в
исследовательских целях, для критики, комментариев и пр. Подписчикам Lala
предлагалось «закачать» имеющуюся у них музыку — считалось, что она получена
сугубо законным путем — на серверы сайта. После чего они могли в любое время и с
любого компьютера получать ее обратно в виде потокового вещания.
<<1 2 3
4 5>>