Что заставит человека выбросить mp3 и перейти на «талончики»? Деньги, конечно, и
еще выбор. Один и тот же трек в виде mp3 стоил у Lala 90 центов, а «талончик»,
дающий право на потоковое проигрывание любое количество раз, всего 10 центов.
Интересный вопрос — почему лейблы согласились на такие щадящие цены. Похоже,
поощрять потоковую музыку кажется им привлекательной идеей: покупатель не
получает сам файл и не может передать его дальше, выложить в торренты, например.
Под конец 2009-го Lala выставили на продажу, и покупатели нашлись быстро — в
декабре компанию за 80 миллионов долларов выкупила Apple. Та самая яблочная
компания, которая первой начала продавать легальную цифровую музыку, и до сих
пор удерживает намного больше половины рынка. Та самая компания, с которой
сложно конкурировать стартапам вроде Lala, так что пришлось думать над новой
бизнес-моделью.
Незамедлительно пошли предположения о том, зачем Джобсу понадобился финансово не
особенно успешный сервис. Самым логичным заключением было — Apple собирается
дополнить продажи цифровой музыки при помощи потокового проигрывания —
неограниченно по подписке либо конкретные записи по значительно меньшей цене.
Общеизвестно, что обычно трек на iTunes продается за доллар, а альбом за
десятку. Это дешевле среднестатистического CD, но покупатели все равно считают
цену великоватой, в чем лейблы имели неприятную возможность убедиться: оцененные
в доллар и 30 центов «премиумные» треки продавались заметно хуже. Возникает
вопрос — так может, дешевые талончики будут отрывать с руками? Если по доллару
за штуку купили десять миллиардов треков, может, по 20 центов купят все сто
миллиардов?
<<12 3
45>>